Этимология этнонима алан на основе нахских языков. Часть 2.
Часть2.
Ипполитов сообщал что «Сословных каст здесь нет вовсе…Сословных
отличий, как выше я сказал, ни в чечне, ни между племенами, населяющими
Аргунский округ нет. В прежнее время хотя и был здесь класс рабов… Рабы весьма,
впрочем не многочисленны»[51 с. 1-52], [39 с. 52,70].
В энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится что
«…Во время своей независимости чеченцы, в противоположность черкесам, не знали
феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах
управлявщихся народными собраниями, все были абсолютно равны… Мы все «уздени»
(т.е. свободные, равные), говорят теперь чеченцы» [50 с. 785-786], [39 с.
104-105],[40],[41], [52],[53].
Из приведённых свидетельств видно, что чеченское общество
разделялосьнаузденей
по чеченски элий и «не многочисленных
рабов» по чеченскилай и так как чеченское
общество делилось на свободных называемых
эла//ала полученное из древненахского
алон//алан « повелитель, князь,
свободный»илаев«рабов», то соответственночеченцы не могли именовать себя иначе как аланы! В связи с этиммы считаем что социальный термин алан возможно стал использоватся
чеченцами и как этноним.
Руководствуясь вышеприведёнными данными мы считаем возможным сделать
следующие выводы осетины по этногенетическим преданиям, языковыми, историческим
и этнонимическим данным являются переселенцами из Ирана, Курдистана, Согдианы
(Средняя Азия) и других мест об этом говорят и самоназвания осетин ирон, полученное из древнего иран которое возможно дословно значит иранец, а куртатакурд. Иран,
иранцы и ираноязычные курды локализуются южнее Кавказа более 2500 лет. И так
как согласно преданиям осетинского
племени куртатинцев их предокпопал на
Кавказ к ирам (осетинам) с южной
стороны из Армении, а сами осетины по историческим источникам возможно являются военными колонистами
переселёнными в область Дарьяльского ущелья и его окрестностей в IV-VI веках н. э. Шахиншахами Ирана
Сасанидской династии, то это исключает их списка возможных прямых потомков скифов,
сарматов и алан которые жили севернее
Кавказа в Предкавказье и Восточной- Европе за 10 и более веков, допереселения военных колонистов Сасанидами на
Кавказ с южной стороны из Ирана,
Курдистана,Согдианы (Средняя Азия)
и других мест. Эти колонисты возможно и являются реальными предками осетин.
Имено этим возможно и объясняется их ираноязычие и географическое
месторасположение Дарьяльское ущелье и его окрестности, где осетины живут и по
сей день,которое вместе с Дербентом
были стратегическими для Сасанидского Ирана и наиболее удобными путями ведущими
в Закавказье, которым в то времявладел
Иран. От колонистов переселённых в область Дербента остались таты, талыши и
другие народы, говорящие на иранских языках и по сей день живущих в Дагестане и
Азербайджане.Мы не знаем другого
ираноязычного народана Центральном
Кавказе кроме осетин которые могли бы быть потомками тех колонистов .
Если ираноязычие осетин
объясняется не ираноязычными скифов,
сарматов и алан , то встаёт
вопрос на каком же языке говорили скифы,
сарматы и аланы?
Мы показали что не один из вышеприведённых этнонимов не используется
для самоназвания самими осетинами, а также их соседями для обозначения
осетинского народа и его племён. А впротивоположность этому чеченцы, ингуши и бацбийцы называют себя сак//саг как и древние скифы, а
самоназвание чеченского тейпа шаруо
возможно происходит от самоназвания сарматов
которое возможно звучало как шармат [21],[21a],[22].
Так , грузинский историк «И. А. Джавахашвили считал, что местный облик
названия сармат надо восстановить в виде шармат, так как в греческом и
латинском (языках) не было звука "ш" и он мог быть обозначен, скорее
всего, буквой "с" …» и сделал«…интересную попытку связать чеченское племенное название Шаро с
названием Сармат…. Указывая на то что в Чечено-Ингушетии есть село Шаро и река
Шаро-Орга (Шар-Аргун)» [8ac.57-58],
[6 c. 108], [7], [26 c.39-42], [33].
«В ономастике сохранились факты, поддерживающие такое понимание этой
проблемы. Так, кабардинский историк Ш. Б. Ногмов указал на фольклорный этноним
шармат как кабардинское название сарматов, ДЖ. Н. Коков среди адыгских личных
имён, образованных от этнонимов, указывает и ЩЭРЭМЭТ (Сармат), сравнивая его с
русской фамилией Шереметьев (Коков,1983 с. 110-111), к тому же этнониму относят
и украинскую фамилию Шеремет»[6 c.108],
[27 c. 29,39]. Этноним шармат как мы предпологаем как и другие
сарматские этнонимы с элементом –мат состоит
из двух частей, где первая часть шар
это название народа, племени, а вторая часть –мат в нахских языках значит страна,
место [8ac.344,
346], [8 c.25-26], [6 c. 102-103], для примера
возьмём сарматский этно-топоним нахчамат
где первая часть нахча является
этнонимомкоторым до сих пор именуют
себя чеченцы и соответственно нахчамат
переводится как чеченская страна,место.[8ac.344, 346], [8 c.25-26],[57].
Абаев В.И. сам доказывал что чеченцы, ингуши и бацбийцы называют себя сак//саг как и древние скифы, также он доказывал что и
нахское эла//ала «князь, повелитель,
свободный» возможно происходит от этнонима алан,
но считал что нахские народы заимствовали эти этнонимы у осетин, если это так
то почему же у самих осетин не сохранилось для самоназвания ни одного из
вышеприведённых этнонимов и почему ни один из них не используется для
обозначения осетин их соседями? Вместо осетин их соседи используют эти этнонимы
для обозначения других народов. По этим причинам мы и не согласны с мнением о
заимсвовании чеченцами, ингушами и бацбийцами этих этнонимов у осетин.
Как мы показали этнонимы сак//саг, сармат и алан не только этимологизируются из нахских языков, но и по сей
деньиспользуются нахами как социальный
термин и этнонимы, что может быть более доказательнее этого для доказательства
нахоязычности этих народов?!
Руководствуясь вышеприведёнными археологическими, историческими,
топонимическими, этнонимическими и лингвистическими данными и свидетельствами,
мы считаем что возможно аланы говорили на нахских языках и возможно чточеченцы, ингуши и бацбийцы являются прямыми
потомками алан.