Этимология этнонима алан на основе нахских языков часть 1.
Этимология этнонима алан на основе нахских языков.
Хасханов Руслан. А.-К.
В данной работе рассматривается этимология
этнонима алан на основе нахских языков и возможность языковой и этнической
принадлежностиалан к нахским народам.
С I в. н. э.
сарматы совершали военные походы в Закавказье, появились на реке Дунай и осели
около границы Римской империи. В первые века н. э. среди них особенно усилились
аланы…»[1 c.486], [2 c.599], [10 c.21], [11 c.299-300], [12 c.251], [15 c.106].
«Аланы ( лат.Alani ),…в византийских
источниках аланы… многочисленные …племена, которые выделились в последнем веке
до н. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия,
Донаи Предкавказья и поселились в I в. н. э. (по сведениям
римских и византийских писателей ) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали
опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. В Центральном
Предкавказье сложилось объединение аланских и местных племён возглавленное
аланами и в письменных источниках получившее название Алании» [3 c.38].
В учебнике по «Истории
народов Северного Кавказа о катакомбной культуре, известной ещё во втором
тысячелетии до н.э. сообщается, что она была распространена от Поволжья до
Приднепровья, что «будучи тесно связанными с Кавказом, племена катакомбной
культуры распространяли в степях достижения культуры, которые были накоплены
кавказскими племенами», что по своему физическому типу люди катакомбной
культуры не являются ни потомками своих предшественников в степях - ямной
культуры, ни предками сменивших их племён срубной культуры. Они стояли ближе
всего к племенам Северного Кавказа…
Остаётся неясным, каким
образом эта культура становится культурой ираноязычных племён переселившихся на
Северный Кавказ из Заволжья только в VI-IV вв.
до н. э» [ ИНСК, 1988. с.56, 88],[6 с.85],[7], [9 c. 293], [19 с.64-65], [13], [56 c.65-79].
В связи с этими
археологическими данными мы считаем, что аланы как одно из сарматских племён ни
откуда не переселялись, а были жителями Кавказа и Предкавказья ведьантичные писатели прямо пишут о том что горцы
Центрального Кавказа это «простолюдины и воины, живущие по обычаям скифов и
сарматов, соседями и родственниками которых они являются», а по сведениям «
армянской географии » VII
века н.э. на месте сарматского племени яксаматов
греческих источников находятся нахчаматьяны
т.е. чеченцы (нохчи//нахчи) он
оформлен как и другие сарматские этнонимы с элементом -мат, и локализуются не только в Предкавказье но и западнее Танаиса
(Дона) т.е. чеченцы по этому свидетельству непосредственно граничили с
славянскими и угро-финскими племенами и соответственно жили не только на
Кавказе но и в Предкавказье и Восточной Европе, этноним нахчамат переводится как чеченская
страна, место или просто чечено-язычные,
в связи с тем что чеченцы в античных и средневековых источниках считаются одним
из племён сарматов от которых отделелись аланы, мыи считаем что аланы возможно были
нахоязычными [4],[5], [8а с. 23-25], [14 c. 7], [20 c.373],
[21 c.2],[21a], [22 c. 361], [23],[26],[32],[33],[42c.26].
Этноним алан
этимологизируется в нахских языках как «повелитель,
властитель, князь, свободный». Но так как этот этноним относят к осетинам, которые
считаются их потомками, мы приведём данные, которые как мы считаем, могут
исключить это.
Для начала, чтобы обосновать это
мы приведём исторические свидетельства.
«Иранские шахи в IV-VI вв. продолжили свою традиционную
политику, направленную на овладение всем Восточным Кавказом…они уделяли большое
внимание созданию мощных укреплений в районе Дербента и других проходов в
Кавказских горах… Всемерно укрепляя обороноспособность Дербента, шахиншахи
переселяли сюда немалое количество военных колонистов» [43 с. 162 ], [44 с.
86].
«После длительных войн большая часть Закавказья, включая Агванское
царство, попало под власть Сасанидских шахов. Иранское господство в Кавказской
Албании длилось более трёхсот лет… В 390 г. н. э. между Ираном и Восточной Римской
империей был заключен мирный договор, согласно которому восточные области
Армении, Иберия и Кавказская Албания перешла под власть Ирана» [43 с. 175], [45
с. 46].
«Интерес Ирана к Кавказской Албании объяснялся не только наличием здесь
больших богатств - зерна, скота, нефти, металлов, хлопка и т.д. Этот регион
имел для Ирана стратегическое значение, так как примыкал к проходам через
Кавказские горы, за которыми начинались владения беспокойных кочевых народов.
Прорываясь через горные ущелья в Закавказье и далее к югу, кочевники
производили страшное опустошение целых областей и борьба с ними требовала
мобилизации вооружённых сил всего Ирана. По этому, иранские шахиншахи
стремились надёжно укрепить кавказские проходы мощными фортификационными
сооружениями с хорошо вооружёнными и надёжными гарнизонами. В защите кавказских
проходов в равной степени была заинтересована и Византия. Эта
заинтересованность выразилась в том, что византийские императоры в некоторых
случаях брали на себя часть расходов, связанных с содержанием иранского гарнизона вДарьяльском ущелье (выделено нами
–Х.Р.)» [43 с. 175], [44 с. 67].
«ибн ал-Факих сообщает о
том, что ещё в VI веке…
Сасанидский шах Хосров Ануширван построил в области Дурдзукия 12 ворот и
каменных крепостей. Тот же термин встречается и в трудах Баладзори :« …и
построил (Кесра Ануширван) в земле Аррана ворота Шапкан, Камриан и Дуданитов…
Он (Ануширван) построил также ворота Дурдзукия, которые состоят из 12 ворот, из
коих каждый - каменный замок»
Якут в своём «Географическом словаре (1227) повторяет сведения о
строительстве Хосровом Ануширваном 12 крепостей в стране Дурдзукия…» и сообщает
что «…Хосрои (Сасаниды) прилагали большую заботу к … пограничной местности … и
не ослабляли наблюдения за её положением… В этом месте были расселены стражники
из переселенцев разных областей и надёжных по мнению их (Хосроев) для охраны»
(жители горной Иберии упоминаемые под этнонимом дурдзуки это предки чеченцев и
ингушей известные также и по грузинским летописям) [43 с. 189,193], [46 с.
5-6], [47 с. 14-15].
«Баладзори сообщает: «Когда, после Кобада на престол сел его сын, Кесра
Ануширван, сын Кобада, он построил… город в области Джурзан (Грузия Х.Р.) в
который он поселил согдийцев и персов(выделено нами Х.Р.)».[43 с. 193],
[46 с. 5-6]. Мы особо выделяем это так как осетинский язык отнесён к
северо-восточной группе иранских языков и включается в одну группу с другими
северо-восточными: «скифский, согдийский
(выд. нами Х.Р.), хорезмийский, осетинский, ягнобский (считается потомком согдийского) (выд. намиХ.Р.)» [49 с. 409, 214-215],[16],
[18].
Карта с сайта www.historic.ru иллюстрирушая политическую ситуацию в Закавказье 4-7 вв. н.э. Здесь обозначены 2 крепости основанные сасанидами Дербент на Восточном Кавказе и Аланские ворота по ирански Дари-алан "дверь аланов" на центральном Кавказе.
Теперь рассмотрим этнонимы, которые осетины используют для самоназвания
и их этимологию.
«Предание о происхождении
тагаурцев (Тагаор, по-армянски, значит венценосец, царь. Тагаурцами
называются лица, принадлежащие к высшему сословию в Осетии).
По какому – то обстоятельству, из Армении некогда бежал князь Тагаур
(по осетински Тага), а может быть и царь, с одним беглецом из курдов, от
которого произошли куртатинцы (куртата), как говорит предание он знал, что в
Кавказских горах обитали дикие ири (осетины)…»[35. c.35].
~Обычное сближение с древнеиранским arya-, aryana-, перс. i:ra:n (выд. нами Х.Р.) (Вс. Миллер. ОЭ 11 55; Gr.17- Hübschmann. Oss.
41)…Для объяснения начального i исходят из
эпентетической формы airya-…
Абаев В.И. считал что
«осетинское ir «осетины», iron
«осетин»… …связываются с arya и Ираном по
недоразумению…»[34 с.47-48].
А этнический термин «allon» который «встречается только в сказках» как считал
Абаев В.И. «представляет безупречное с фонетической стороны осетинское
оформление древне-иранского a:ryanaariyana,
древне-индийское, a:rya;
переход r в l перед yзакономерен для осетинкого… allon предполагает с необходимостью более старую форму * allan (переход а в о
перед носовым произошёл относительно поздно ,см.: ОЯФ. 1 256), т. е.
мы приходим к известному этническому термину алан (греч. ’Αλаνοί, лат.Alani), названию
средневекового народа на Северном Кавказе , исторические связи которого c осетинским можно считать
прочно установленными… В мегрельском термин alani удержался до наших
дней; он перенесён преемственно на новых насельников аланской территории,
карачаевцев и значит, кроме того, «удалец», «герой». Этот же этнический термин,
воспринятый как социальный, отложился, возможно, в ингушском alœ «князь» » (Генко, ЗКВ V 721)» [34].
«арийский», срав. авестийский
Сасаниды называли свою державу Эраншахр (…Eranshahr) «Государством
иранцев (ариев)» [55].
«В Сасанидском государстве официально существовало различие между
Ираном (Эраншахр) и не-Ираном (Ан-Иран). Однако затем (неясно когда) такое
разграничение было нарушено, и к «Ирану» стали относить все страны и области,
входившие в состав державы Сасанидов»[54 c.24].
Карта с сайта www.ysagnier.free.fr показываюшая примерный маршрут передвижения иранских колонистов из Согдианы.
Это свидетельства того что этноним iron
«осетин» в действительности может значит иранец
(ариец) ведь осетины называют себя вопреки всем разъяснениям Абаева В.И. не
аланами и не алонами, а иронами как и
иранцы (арийцы).
Далее мы приведём данные свидетельствующие, что слово эла//ала «повелитель, властитель, князь, свободный» от которого образован
этноним алан не мог быть заимствован
из осетинского языка, так как восходит к нахско-хуррито-урартской языковой
общности датируемой 4-3 тысячилетием до н.э.[20].
В урартском языке родственном
нахским языкам и известный по клинописным надписям Урартских царей IX-VI вв. до н.э. отмечены следующие слова
с корнем ал-говорить, повелевать, изрекать :« alasuini (al-a-su-u-i-ni-e). Фонетический вариант написания
прилагательного alsuini"великий", используется в том же
значении…
alauini (a-la-u-i-ni-ni). Фонетический вариант
написания прилагательного alusinini"принадлежащий правителю,
властный"…
Дешериев сообщает что «Глагол « говорить, сказать» относится к числу
наиболее устойчивых почти не заимствуемых глаголов : чеч. ал(а), бацб. алъ(а) –
«скажи, говори, прикажи, повелевай». Эта общенахская основа, восходящая к
нахскому языку основе, в форме настоящего времени сохранилась только в
бацбийском: алъ-о, инг. оал (<ал-о), чеч. олу//ола (<ал-о). Отсюда причастия бацб. ало<алъон, чеч. олун<алон –«говорящий,повелевающий
( выд. нами Х.Р.). Форма этого причастия путём субстанцивации превратилась в
отглагольное существительное бацб. ало,
чеч. эла<ала, инг. аьл(а)<ала – «князь, владыка» » [8ac.49].
Алироев И.Ю. сообщает что
«заслуживают внимания следующие факты, установленные в урартском и хурритском:
урартск. «алуини» - «владыческий»,
хурр. «аллай – госпожа» (из «алауа»). Последние два примера можно
сравнить с нахскими: чеч. «эла (<ала)
йа», инг. «аьла ай», бацб. «алъа ай» - «госпожа, княжна есть»; чеч.
« эла (<ала) ва», инг. «аьла ва», бацб. «алъа ва» - «господин, князь есть». Таким образом, учитывая
урарто-хурритско-нахское родство слов «алау»,
«аллай», «эла» (<«ала», бацб. «алъа»)
и их генетическую связь со словом «алан»,
можно предположительно говорить о хуррито-нахском происхождении этнонима«алан»
» [31 c.42-43], [28 c.26], [29],[30],
[36],[37],[38].